Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условия современного мира коммерческая детальность торговой организации связана с теми или иными рисками, которые важно предусмотреть при планировании под влиянием многих факторов, в условиях неопределенности. Таким образом, риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой коммерческой деятельности, которая ориентирована на достижение определенных результатов в следствии принятия решений. В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, которая отражает возможность возникновения неблагоприятной ситуации или неудачного исхода деятельности (производственно-хозяйственной, финансовой, инновационной). Добиваясь наибольшей эффективности организации и осуществления коммерческих сделок, предприниматель-коммерсант постоянно сталкивается с такой вероятностью как не получить ожидаемую прибыль или вовсе потерять имеющийся капитал. Причин для этого множество, а основными из них можно назвать: неблагоприятные природные условия, деятельность конкурентов, неумелые действия самого предпринимателя и т.д. Следовательно, возникает необходимость предусмотреть тот или иной риск и свести к минимуму возможные отрицательные последствия.
Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, который связан с хозяйственной деятельностью предприятия, а в следствии с конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск - это вероятность того, что торговая организация понесет возможный ущерб или убытки (потери) в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже предсказанных коммерческими аналитиками компании. В последнее время торговые организации все больше времени уделяют изучению рисков, анализируют приемы и методы управления коммерческими рисками.
Таким образом, актуальность данной тематики выражена тем, что практически все виды деятельности сопряжены с различного рода рисками. Проблема управления риском, преодоления неопределенности существует в любом секторе экономики, что объясняет ее постоянную актуальность. Любой субъект экономики на любом ее уровне неизбежно сталкивается с неординарными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо адекватно реагировать, чтобы не понести убытки.
Объект исследования – гипермаркет АО «Тандер».
Предмет исследования – коммерческие риски предприятия.
Цель работы – рассмотреть коммерческие риски и способы их уменьшения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, классификация рисков на предприятии;
изучить анализ и оценку степени риска;
выявить процесс управления рисками на предприятии;
дать анализ деятельности АО «Абрау-Дюрсо» ;
рассмотреть анализ внешней среды организации;
изучить анализ рисков и методов минимизации при принятии решений в организации;
определить предложения по оптимизации рисков в организации ;
дать оценка эффективности предложенных мероприятий.
При написании работы использованы учебная литература и информация в периодической печати по вопросам организации коммерческой деятельности.
К методам исследования относятся статический, статистический, методы цепной и базисной подстановки, индексный метод.
Структура работы включает в себя: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический аспекты управления рисками в принятии решений и методы их оценки
1.1 Понятие, классификация рисков на предприятии
Современная жизнь складывается таким образом, что с риском приходиться сталкиваться постоянно. Риски существуют в различных видах деятельности (педагогической, экономической и др.), военная сфера не является исключением, чьи последствия для общества и отдельно взятой личности могут быть достаточно масштабными1.
Риск представляет собой осознанную человеком опасность для здоровья и жизни, поэтому требуется определение главного понятия «риск». Слово риск происходит от греческого слова «riza» – что означает «подножие скалы». В XV в. оно использовалось испанцами и итальянцами в мореплавании. В XVII в. появилось во французском языке для использования в коммерции. Постепенно «риск» из профессиональных сфер (мореплавание, авиация, коммерция) входит в обыденную речь. Этот процесс тесно связан с секуляризацией, вытеснением религии на периферию общественной жизни.
Со временем понятие «риск» заменяет понятия «греха» и «кары» как следствий божественного провидения и наполняется индивидуалистскими смыслами – пониманием личной ответственности за принятые решения. Понимание риск-проблематики требует определения ключевого понятия «риск». В обыденном сознании категории риска и опасности тождественны. В науке приято считать, что осознаваемая опасность, с одной стороны, является составляющей риска и может быть учитываемой или нет, с другой – представляет собой воздействие негативных факторов.
Риск – это «... возможная опасность, действие на удачу»; вероятностная мера опасности или совокупности опасностей, установленная для определенного объекта в виде возможных потерь за заданное время; осознанная опасность (угроза) наступления в любой системе негативного события с определенными во времени и пространстве последствиями.
Для российского менталитета характерно «действовать на удачу», полагаться на «авось», начиная от бытовых и производственных вопросов и заканчивая рождением детей. Но даже при высокой степени рационализации нашего бытия риск неизбежен. Существуют две отличительные друг от друга теории понимания риска: «европейская» и «американская».
В европейской теории с риском связываются опасность потери, утраты, которая омрачит или дестабилизирует жизнь человека. Европейское понимание риска коррелирует с консервативной европейской ментальностью, в которой стабильность, плановость, предсказуемость, размеренность рассматриваются как базовые ценности. С точки зрения американской, – риск ассоциируется с новыми возможностями и достижениями. В основе понимания риска – другие ценности. Казалось бы, первые поселенцы на североамериканском континенте сами были носителями европейской культуры, но долгий путь в неизвестность (через непредсказуемый океан, через враждебные прерии и т.д.), привычка полагаться только на себя, сделали их другими.
В оценке восприятия национальных особенностей риска, можно выделить, с одной стороны, – заметную европейскую настороженность и обстоятельность: «семь раз отмерь, один раз отрежь»; с другой, – «русский мужик долго запрягает, зато быстро едет», то есть отношение к риску в русской культуре очень противоречиво. Риск как психологический феномен, согласно Е.П. Ильину, имеет описание через ряд структурных компонентов: ситуацию риска, оценку риска, степень ее осознанности субъектами риска, факторы риска, границы риска и зону риска2.
В ряде других литературных источников риск также рассматривается как: активное, сознательное действие человека с надеждой на удачу в условиях неопределенности итога действий; действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с угрозой потери; возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход; как действие военнослужащего в опасной ситуации, характеризующееся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи3.
Американский ученый Ф.Х. Найт в 1921 году отметил, что на совокупный риск предприятия влияют так же личные качества самого предпринимателя, например, образованность, энергичность, целеустремленность, стрессоустойчивость и т.д.
Другим важным рискообразующим фактором является специфика предприятия. Разные риски характерны для разных форм собственности, видов деятельности, ОПФ и специализаций предприятий, размеров, принадлежности капитала. Кроме того, для разных предприятий роль одних и тех же рисков будет отличаться.
Учет специфики предприятия поможет отбросить неактуальные виды рисков для конкретного предприятия, оставляя только те, которые оказывают непосредственное и наибольшее влияние на его деятельность.
Еще одним немаловажным фактором является внешняя среда, с которой осуществляет взаимодействие предприятие. Под внешней средой понимается совокупность экономических отношений и их носителей, не являющихся элементами данной системы и способных оказывать косвенное или прямое воздействие на деятельность предприятия.
К факторам косвенной внешней среды относятся: налоговые, нормативно-правовые, экологические, демографические, политические, экономические и др. Косвенные факторы можно так же отнести к неконтролируемым, так как изменить их или повлиять на них предприятие не
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. АО «Абрау-Дюрсо» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.abraudurso.ru/house/
2. Актуальные вопросы риск-менеджмента. 1-е издание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/riskassurance/assets/risk-management-and-compliance/ever-spravochnik-risk-man-july-18.pdf
3. Балдин, К. В. Управленческие решения / К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 496 c.
4. Бусов, В. И. Управленческие решения : учебник для бакалавров / В. И. Бусов. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 254 с.
5. Виханский, О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И., – 6-е изд., перераб. и доп – М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 450 с.
6. Волкова, О.А. Возможность использования метода «коллективного блокнота» для совершенствования деятельности органа государственной власти по решению транспортной проблемы // Электронный научный журнал «ГосРег». 2019. № 3. – С. 2-5.
7. Глобин, А.Н., Крылова М.Н. Разнообразим методы инженерного творчества: методы коллективного блокнота и музейного эксперимента // Современная педагогика. 2018. № 3. – С. 15-19.
8. Голубков, Е. П. Методы принятия управленческих решений. В 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. П. Голубков. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 183 с.
9. Заруба, Н.А. Методы принятия управленческих решений : система государственного и муниципального управления : учеб. пособие / Н. А. Заруба ; КузГТУ. – Кемерово : КузГТУ, 2017. – 182 с.
10. Зубачев, Д. Н. Особенности управления рисками на предприятии / Д. Н. Зубачев. // Молодой ученый. – 2018. – № 14 (200). – С. 181-184.
11. Зуб, А. Т. Принятие управленческих решений. Теория и практика / А.Т. Зуб. – М.: Форум, Инфра-М, 2017. – 400 c.
12. Левина, С. Ш. Управленческие решения: моногр. / С.Ш. Левина, Р.Ю. Турчаева. – М.: Феникс, 2019. – 224 c.
13. Логинов, В. Н. Управленческие решения. Модели и методы / В.Н. Логинов. – М.: Альфа-пресс, 2017. – 184 c.
14. Ломакин, А. Л. Управленческие решения / А.Л. Ломакин, В.П. Буров, В.А. Морошкин. – М.: Форум, 2017. – 176 c.
15. Методы оптимальных решений в экономике и финансах. Практикум. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2019. – 298 c.
16. Оценка уровня зрелости управления рисками в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru/ pages/risk/articles/maturity-level-of-riskmanagement.html
17. Ползунова, Н. Н. Исследование систем управления / Н.Н. Ползунова, В.Н. Краев. – М.: Академический проект, 2017. – 240 c.
18. Постников, В. М. Методы принятия решений в системах организационного управления. Учебное пособие / В.М. Постников, В.М. Черненький. – Москва: Мир, 2018. – 208 c.
19. Пирогова, Е. В. Управленческие решения : учебное пособие / Е. В. Пирогова. , 2017. – 176 с.
20. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений : учебник для академического бакалавриата / А. В. Тебекин. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 431 с.
21. Трофимов, В. В. Методы принятия управленческих решений / В.В. Трофимов, Л.А. Трофимова. – М.: Юрайт, 2017. – 336 c.
22. Управленческие решения: Учебник / Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б., – 8-е изд. – М.:Дашков и К, 2018. – 496 с.
23. Фирсова, И. А. Методы принятия управленческих решений. Учебник и практикум / И.А. Фирсова, М.В. Мельник. – М.: Юрайт, 2018. – 418 c.
24. Цыпленкова, М В. Основы менеджмента: Учебное пособие / М.В. Цыпленкова, И.В. Моисеенко, Н.В.Гуремина, Ю.А.Бондарь. – М.: Академия естествознания, 2018. – 540 с.
25. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений / В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 324 c.
26. Кудрявцев, А.В. Обзор методов создания новых технических решений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://metodolog.ru/00435/00435.html.